«Особенности воспитания у ребенка со зрительными патологиями адекватного отношения к своему недостатку»

«Особенности воспитания у ребенка со зрительными патологиями адекватного отношения к своему недостатку»

                                        Учитель-дефектолог (тифлопедагог) : Желтова Г.А.

Уважаемые родители, чаще всего, до 4-5 лет, ребенок с нарушением зрения не осозна­ет своего отличия от окружающих. Одна­ко, ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой недостаток и связывать с ним личный негатив­ный опыт общения со зрячими сверстни­ками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (найти  игрушку, на­лить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).

Осознав свою «неполноценность», многие дети начинают стесняться от­личия от окружающих и переживать настолько, что, находясь в среде хорошо видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправ­ленной работы педагогов и без адекватной позиции родителей к окон­чанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стой­кий характер и, естественно, затруднить жизнь в открытом обществе.

Изучение опыта социальной адапта­ции слабовидящих выпуск­ников специальных  школ показывает, что многие из них страдают комплексом неполно­ценности. Проявляется это по-разному. Одни, испытывая из-за нарушения зре­ния трудности в самостоятельной жиз­ни, относят себя к неполноценным лю­дям, но всячески скрывают свой дефект от окружающих. Они имитируют зрячих  и одновременно уходят от контак­тов с нормально видящими, не обраща­ются к ним за помощью даже в случаях, когда очень в ней нуждаются. Другие, понимая, что не могут самостоятельно справиться с повседневными заботами, напротив, выпячивают свой дефект и требуют помощи от окружающих, счи­тая всех виновными в своем состоянии, трудностях и неудачах, возникают  внутрен­ний дискомфорт и конфликты с окру­жающими.

Неадекватное отношение к своему физическому недостатку в сочетании с негативными свойствами личности формируется у слабовидящих детей, прежде всего, под влиянием семьи. Так, гиперопе­ка родителей, любящих и жалеющих ребенка, воспитывает у него иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружаю­щим и заниженные — к себе. Послед­ствиями гиперопеки являются такие свойства личности, как безынициатив­ность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.

Гиперопека приводит к возникнове­нию ряда специфических социальных установок типа: «Я плохо вижу — уступи­те мне», и т. п. Особенно пагубно ска­зывается на формировании личности ребенка сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных, «мнимых» успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количе­ства стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооцен­ке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей.

У детей, которых из-за боязни травм родители ограничивают во всех видах деятельности, жестко подавляя всякую инициативу, появляются страх передви­жения, нежелание учиться самостоятель­но выполнять практические действия, например, самостоятельно одеваться.

В случаях, когда родители стесняют­ся слабовидения ребенка (например, заставляют снимать очки на улице и т.д.), у него формируются такие черты, как замкну­тость, зависть, неуверенность в себе.

Игнорирование дефекта также име­ет негативные последствия, так как не­понимание трудностей ребенка, предъ­явление к нему требований, не соот­ветствующих его зрительным возмож­ностям, провоцируют упрямство, нервные расстройства, от­чужденность, подавленность в отноше­ниях с окружающими.

Психологической основой негатив­ных реакций во всех случаях является неудовлетворенность существенных для ребенка потребностей социального ха­рактера: в общении, в одобрении, в ува­жении, в эмоциональном контакте.

Из сказанного следует, что  формирование адек­ватного отношения к себе должна со­ставлять неотъемлемую часть воспита­ния детей с нарушением зрения уже в дошкольном возрасте. Это убедительно до­казывают и результаты анализа ответов родителей слабовидящих детей, как страдающих ком­плексом неполноценности, так и не ис­пытывающих его, вернее, относящихся к себе вполне адекватно.

Задача родителей, воспитывающих де­тей с нарушением зрения, состоит в том, чтобы помочь им осознать, чем они отличаются от хорошо видящих, раскрыть способы преодоления труд­ностей, являющихся следствием поражения зрения, а также показать пути и условия успешной интеграции в от­крытое общество.

Замечено, что среди людей с нарушением зрения, не­мало инвалидов по зрению, которые не признают наличия особенностей, вызван­ных нарушением зрения, и считают это выдумкой ученых. К сожалению, и сегодня многие из тех, кому приходится постоянно общать­ся с инвалидами по зрению, не знают, что при слабом зрении и деформации поля зрения человек с остаточным зре­нием совершенно не воспринимает це­лые участки лица, а потому не улавли­вает мимику, которая при нормальном зрении формируется по подражанию. Они могут громко смеяться, не понимать, что такое улыбка. Поэтому у детей нужно развивать мимику и пантомимику.

 Правильное отношение родителей к физическому недостатку свое­го ребенка долж­но выражаться в следующем:

— принятии ребенка таким, какой он есть, то есть любить его, не стесняясь его дефекта, не пряча его от близких, от со­седей и окружающих;

—  в заинтересованности беседах с тифлопедагогом, с сестрой -ортоптисткой, в ин­тересе к методической литературе, чтобы понять диагноз своего ребенка, последствия  нарушения зрения, трудности социализации при па­тологии зрения, а также понять наиболее адекватные пути помощи своему ребенку в подготовке к независимой жизни;

-действиях, направленных на воспита­ние самостоятельности (как минимум) в самообслуживании; родителям надо понять одну простую истину: хорошо видящий ребенок способен всему научиться самостоятельно путем подражания. Слабовидящий ребенок плохо  видит действия. Поэтому его надо этому обучить, показать, как совершать различные манипуляции, проделав это много раз каждый этап действия его руками, после чего дать повторить самому.

— укреплении родственных уз и пар­тнерских отношений слабовидящего ребенка с нормально видящими братьями и сестра­ми, то есть в воспитании здоровых детей не в постоянном услужении и угождении слабовидящему ребенку (или напротив игнорировании его интересов), а всех детей воспитывать во взаимопомощи и взаимоуважении.

Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности ношения очков и любые сомнения используют для того, чтобы воспротивиться ношению очков. Легче и без проблем надевают очки те дети, чьи родители убеждены и показывают это ребенку, что очки — это необходимость, его помощники. Слабовидящая девочка пришла до­мой в слезах. На вопрос матери «Почему ты плачешь?», ответила: «Меня маль­чишки обзывают очкариком!» Успокаивая девочку, мама сказала ей следующее: «К сожалению, иметь плохое зрение может любой человек. А дразнятся те дети, которые плохо вос­питаны. Не надо плакать от слов невос­питанных людей. Твои глаза плохо видят, но ты много знаешь и умеешь. Подумай, как ты можешь доказать обидчикам, что ты не хуже их. Надо учиться за­щищать себя». Девочка долго думала над этими словами мамы. Когда же ситуация повторилась, она не заплакала, а предло­жила обидчику посоревноваться на рав­ных: «Пусть тебе завяжут глаза. Ребята будут следить, чтобы все было честно. Два человека одновременно разбросают вокруг тебя и меня одинаковое количе­ство конфет. Посмотрим, кто соберет быстрее!»  Девочка на удивление сверстникам быстро собрала конфеты, а соперник долго искал их, но все найти так и не сумел. «Я тебя победила!» — торже­ствовала девочка. Рассказывала мне она об этом случае, будучи уже взрослой: «Ког­да конфеты падали на землю, я прислуши­валась и точно знала, где их надо искать. Поэтому и собрала быстро». А у мальчика такого навыка не было. Но с тех пор от­ношения со сверстниками, живущими в соседних домах, наладились».

Адекватное отношение ребенка к нару­шенному зрению предполагает понима­ние того, что:

— нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения тех же результатов, что и у нормально видя­щих, ему потребуется приложить гораз­до больше усилий (у тебя все получится);

 — необходимость ношения очков, заклеек для повышения остроты зрения;

— слабовидение не позволя­ют овладевать предметно-практическими действиями (нормами поведения и т. д.) по подражанию, поэтому для успешной «конкуренции» с хорошо видящими детьми тре­буется  активное исполь­зование всех сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, вкус).

—  не бояться  стремиться к контактам с нормально видящими и до­биваться взаимопонимания; (совместные развлечения, праздники, прогулки) Пусть дети увидят, что они кое в чем могут превосходить хорошо видящих детей;

— научиться по возможности самостоятельно справляться со свои­ми проблемами, не прося постоянной помощи у окружающих;

— не следует искать виновных в нару­шении зрения и считать всех окружаю­щих обязанными оказывать помощь;

— не делать трагедии из-за возникающих трудностей, умело их преодолевать, упорным трудом достигая намеченной цели;

Из сказанного следует, что главным условием адекватного отношения ребенка с патологией зрения к себе являет­ся осознание им, с одной стороны, сво­их особенностей, вызванных нарушени­ем зрения, а с другой — возможностей социальной адаптации.

В заключении хочется сделать вывод: практика воспитания показывает, что при правильно организованной системе воспитания, сочетающей требования к ребенку с поощрениями его успехов, с по­стоянно усложняющейся деятельностью, при опоре на компенсаторные возможности поможет  ребенку с наруше­нием зрения вполне адекватно, положительно относится к своему дефекту. А поддержкой в этом являются окружающие — семья, педагоги.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.