«Особенности воспитания у ребенка со зрительными патологиями адекватного отношения к своему недостатку»
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) : Желтова Г.А.
Уважаемые родители, чаще всего, до 4-5 лет, ребенок с нарушением зрения не осознает своего отличия от окружающих. Однако, ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой недостаток и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (найти игрушку, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).
Осознав свою «неполноценность», многие дети начинают стесняться отличия от окружающих и переживать настолько, что, находясь в среде хорошо видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов и без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в открытом обществе.
Изучение опыта социальной адаптации слабовидящих выпускников специальных школ показывает, что многие из них страдают комплексом неполноценности. Проявляется это по-разному. Одни, испытывая из-за нарушения зрения трудности в самостоятельной жизни, относят себя к неполноценным людям, но всячески скрывают свой дефект от окружающих. Они имитируют зрячих и одновременно уходят от контактов с нормально видящими, не обращаются к ним за помощью даже в случаях, когда очень в ней нуждаются. Другие, понимая, что не могут самостоятельно справиться с повседневными заботами, напротив, выпячивают свой дефект и требуют помощи от окружающих, считая всех виновными в своем состоянии, трудностях и неудачах, возникают внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими.
Неадекватное отношение к своему физическому недостатку в сочетании с негативными свойствами личности формируется у слабовидящих детей, прежде всего, под влиянием семьи. Так, гиперопека родителей, любящих и жалеющих ребенка, воспитывает у него иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные — к себе. Последствиями гиперопеки являются такие свойства личности, как безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.
Гиперопека приводит к возникновению ряда специфических социальных установок типа: «Я плохо вижу — уступите мне», и т. п. Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных, «мнимых» успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей.
У детей, которых из-за боязни травм родители ограничивают во всех видах деятельности, жестко подавляя всякую инициативу, появляются страх передвижения, нежелание учиться самостоятельно выполнять практические действия, например, самостоятельно одеваться.
В случаях, когда родители стесняются слабовидения ребенка (например, заставляют снимать очки на улице и т.д.), у него формируются такие черты, как замкнутость, зависть, неуверенность в себе.
Игнорирование дефекта также имеет негативные последствия, так как непонимание трудностей ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его зрительным возможностям, провоцируют упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворенность существенных для ребенка потребностей социального характера: в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте.
Из сказанного следует, что формирование адекватного отношения к себе должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения уже в дошкольном возрасте. Это убедительно доказывают и результаты анализа ответов родителей слабовидящих детей, как страдающих комплексом неполноценности, так и не испытывающих его, вернее, относящихся к себе вполне адекватно.
Задача родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, состоит в том, чтобы помочь им осознать, чем они отличаются от хорошо видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения, а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.
Замечено, что среди людей с нарушением зрения, немало инвалидов по зрению, которые не признают наличия особенностей, вызванных нарушением зрения, и считают это выдумкой ученых. К сожалению, и сегодня многие из тех, кому приходится постоянно общаться с инвалидами по зрению, не знают, что при слабом зрении и деформации поля зрения человек с остаточным зрением совершенно не воспринимает целые участки лица, а потому не улавливает мимику, которая при нормальном зрении формируется по подражанию. Они могут громко смеяться, не понимать, что такое улыбка. Поэтому у детей нужно развивать мимику и пантомимику.
Правильное отношение родителей к физическому недостатку своего ребенка должно выражаться в следующем:
— принятии ребенка таким, какой он есть, то есть любить его, не стесняясь его дефекта, не пряча его от близких, от соседей и окружающих;
— в заинтересованности беседах с тифлопедагогом, с сестрой -ортоптисткой, в интересе к методической литературе, чтобы понять диагноз своего ребенка, последствия нарушения зрения, трудности социализации при патологии зрения, а также понять наиболее адекватные пути помощи своему ребенку в подготовке к независимой жизни;
-действиях, направленных на воспитание самостоятельности (как минимум) в самообслуживании; родителям надо понять одну простую истину: хорошо видящий ребенок способен всему научиться самостоятельно путем подражания. Слабовидящий ребенок плохо видит действия. Поэтому его надо этому обучить, показать, как совершать различные манипуляции, проделав это много раз каждый этап действия его руками, после чего дать повторить самому.
— укреплении родственных уз и партнерских отношений слабовидящего ребенка с нормально видящими братьями и сестрами, то есть в воспитании здоровых детей не в постоянном услужении и угождении слабовидящему ребенку (или напротив игнорировании его интересов), а всех детей воспитывать во взаимопомощи и взаимоуважении.
Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности ношения очков и любые сомнения используют для того, чтобы воспротивиться ношению очков. Легче и без проблем надевают очки те дети, чьи родители убеждены и показывают это ребенку, что очки — это необходимость, его помощники. Слабовидящая девочка пришла домой в слезах. На вопрос матери «Почему ты плачешь?», ответила: «Меня мальчишки обзывают очкариком!» Успокаивая девочку, мама сказала ей следующее: «К сожалению, иметь плохое зрение может любой человек. А дразнятся те дети, которые плохо воспитаны. Не надо плакать от слов невоспитанных людей. Твои глаза плохо видят, но ты много знаешь и умеешь. Подумай, как ты можешь доказать обидчикам, что ты не хуже их. Надо учиться защищать себя». Девочка долго думала над этими словами мамы. Когда же ситуация повторилась, она не заплакала, а предложила обидчику посоревноваться на равных: «Пусть тебе завяжут глаза. Ребята будут следить, чтобы все было честно. Два человека одновременно разбросают вокруг тебя и меня одинаковое количество конфет. Посмотрим, кто соберет быстрее!» Девочка на удивление сверстникам быстро собрала конфеты, а соперник долго искал их, но все найти так и не сумел. «Я тебя победила!» — торжествовала девочка. Рассказывала мне она об этом случае, будучи уже взрослой: «Когда конфеты падали на землю, я прислушивалась и точно знала, где их надо искать. Поэтому и собрала быстро». А у мальчика такого навыка не было. Но с тех пор отношения со сверстниками, живущими в соседних домах, наладились».
Адекватное отношение ребенка к нарушенному зрению предполагает понимание того, что:
— нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения тех же результатов, что и у нормально видящих, ему потребуется приложить гораздо больше усилий (у тебя все получится);
— необходимость ношения очков, заклеек для повышения остроты зрения;
— слабовидение не позволяют овладевать предметно-практическими действиями (нормами поведения и т. д.) по подражанию, поэтому для успешной «конкуренции» с хорошо видящими детьми требуется активное использование всех сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, вкус).
— не бояться стремиться к контактам с нормально видящими и добиваться взаимопонимания; (совместные развлечения, праздники, прогулки) Пусть дети увидят, что они кое в чем могут превосходить хорошо видящих детей;
— научиться по возможности самостоятельно справляться со своими проблемами, не прося постоянной помощи у окружающих;
— не следует искать виновных в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь;
— не делать трагедии из-за возникающих трудностей, умело их преодолевать, упорным трудом достигая намеченной цели;
Из сказанного следует, что главным условием адекватного отношения ребенка с патологией зрения к себе является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой — возможностей социальной адаптации.
В заключении хочется сделать вывод: практика воспитания показывает, что при правильно организованной системе воспитания, сочетающей требования к ребенку с поощрениями его успехов, с постоянно усложняющейся деятельностью, при опоре на компенсаторные возможности поможет ребенку с нарушением зрения вполне адекватно, положительно относится к своему дефекту. А поддержкой в этом являются окружающие — семья, педагоги.