Логопедические игры в песочной стране (консультация логопеда для родителей)

AS0000114FD07 Children, in park and adventure playgroundКаждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут веселые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь свое детство: с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей! Первое, что запоминается из подаренных игрушек, — это кукла, ведерко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие «вкусности!». Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Песочная терапия – одна из техник, которая позволяет раскрыть мир каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
С детьми старшего дошкольного возраста в песочнице можно играть в логопедические игры. Начинать можно с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич – Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
— «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
— пройтись по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх – вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Если у ребенка есть пробелы в развитии звуковой стороны речи, можно использовать игры на развитие фонематического слуха:
— выбрать фигурки, в названиях которых есть звук А или другой гласный;
— выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук С или Ш и т. д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком С находятся в начале, в середине, в конце слова. Эта простая игра помогает нам решить много логопедических задач:
— закрепить навыки произношения автоматизируемого звука;
— развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т» и т. д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.
Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?»
Песочница разбивается на два поля, участники берут флажки, на которых картинки с дифференцируемыми звуками. Но одном поле выставляются флажки с картинками, например, со звуком С, а на другом со звуком Ш. Игру можно продолжить. Составить рассказ по картинкам, находящимся на своем поле.
Игры можно придумывать, фантазировать и играть вдвоем и вчетвером и т.д.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
— у ребенка значительно возрастает интерес к занятиям
— ребенок чувствует себя более успешным, освобождается от страхов.
— у ребенка развивается мелкая моторика и речь.

Литература: «Логопедические игры в песочной стране». Логопед для ДОУ. Сборник материалов. Москва, 2005.

Учитель – логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»
Подкорытова Н.П.

 

Запись опубликована в рубрике Фотогалерея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.