Консультация для родителей
«Компьютерные игры и их влияние на ребенка»
Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться. Обучение работе на компьютере стало важной частью и в воспитании подрастающего поколения. Хорошо если ребенок будет знать азы работы за компьютером, уметь найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте или заархивировать «тяжелый» файл. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как влияют компьютерные игры на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения?
Компьютерные игры стали частью современного детства. Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.
Родителей волнует вопрос: можно ли детям играть в компьютерные игры и, если можно, сколько времени и в какие? Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх. Развивающие игры нужны! Они оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
*мыслить логически и включать рассудочную деятельность *запоминать достаточно большие объемы информации *развивать мелкую моторику рук и глаз *развивать образное мышление *быть собранным и внимательным в нужные моменты *развивать пространственное мышление
Компьютерные игры учат детей мыслить аналитически в любой ситуации, классифицировать и обобщат, добиваться свой цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть и другая сторона медали. Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Большинство компьютерных игр не способствуют обучению и носят не созидательный, а агрессивный характер. Как правило, в них для прохождения на следующий уровень- требуется либо убивать (червячков, монстров, людей, армии), либо разрушать (ящики, технику, постройки, города, государства, планеты). Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками». Вредны ли для психики ребенка «стрелялки»? Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Наиболее интересными, но и опасными для детей являются ролевые игры (RPG ), или «игры от первого лица». Ребенок, играющий в игру такого рода, погружается в происходящее на экране. Он выступает в роли конкретного или воображаемого компьютерного персонажа. По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно такие игры способны быстрее остальных компьютерных игр вызвать устойчивую психологическую зависимость. Только в RPG можно пронаблюдать разделение на «Я виртуальное» и «Я реальное». В игровой роли ребенок реализует то, что в реальном мире для него недостижимо. Неоднозначность начинается со слова «реализует».
С одной стороны, действия в виртуальном мире могут быть впоследствии спроецированы в мир реальный. Дети начинают использовать реплики, имеющие остро негативные оттенки: «видел, как я ему голову отстрелил?», «бей всех на первом этаже, а я на втором», «мочи их всех!», «зомби съедят тебя!». Если в игровом мире действие становится привычным, оно может стать шаблоном поведения.
Роль взрослого в такой ситуации – стать для своего маленького ребенка фильтром, который защитит его от вредных, продуктов этой индустрии. На что нужно обращать внимание?
Как познакомить ребенка с игрой? Первый раз вы играете вместе с ребенком, по ходу игры объясняете, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, тем более ему нужна ваша помощь, особенно там, где нет звуковой подсказки. -Если в игре герои сказок или мультфильмов, желательно познакомиться с ними заранее. -Объяснить ребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему; какую роль выполняют знаки на экране (просто количество очков, количество жизней и пр.) -Попробуйте поиграть сами и попросите ребенка подсказывать вам – он будет рад совместным успехам. –Игровая программа должна соответствовать возрасту и способностями вашего ребенка; — Выбирайте для ребенка такие игры, в которых выполнение одного этапа или задания не занимает больше 5-7 минут. Это позволит закончить игру, не превышая лимита времени, который вы устанавливаете для безопасного непрерывного общения ребенка с компьютером;
Почему опасно есть перед компьютером? Ребёнок не контролирует процесс поглощения пищи. Как выбрать игру для ребенка? Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание: — на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается; — важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
Существуют определенные ограничения по времени.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. А начиная с 12 лет можно разрешать проводить перед монитором и два часа в день. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз Специальная гимнастика для глаз выполняется после того, как ребенок закончил занятия на компьютере. Она включает несложные упражнения, которые необходимо делать в течении 2-3 минут. «Моргание» Закрыв глаза, медленно сосчитать до 5. Открыть глаза, быстро поморгать. Повторить 3 раза. «В разные стороны» Медленно двигать глазами из позиции «прямо перед собой» в указанных направлениях, возвращая каждый раз взгляд в положение «прямо». Голова при этом должна оставаться неподвижной. Прямо- вверх, прямо -вниз, прямо -вправо, прямо- влево. Повторить 3-4 раза.
Советы по профилактике игровой компьютерной зависимости:
1. Договоритесь с ребенком о максимальной продолжительности игры.
2. Контролируйте процесс сами или воспользуйтесь специальными программами контроля времени.
3. Старайтесь так организовать время ребенка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно.
4. С самого раннего возраста выявляйте способности ребенка. Если ребенок увлечется каким-то видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.
5. Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня. Тогда он не будет в любой свободный момент рваться к компьютеру.
6. Не играйте в игры в последние несколько часов перед сном.
7. Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
8.Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
Начало формы
Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. Ваши меры по ограничению продолжительности общения ребенка и компьютера могут вызывать конфликты и ссоры. Родители должны не наказывать, а убеждать. А для того, что бы компьютер стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, что бы понимать, чем увлечены дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас!