Как стимулировать речевое развитие ребенка?

Консультация логопеда

Как стимулировать речевое развитие ребенка?

Учитель- логопед Подкорытова Н.П.

Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако известно, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет и произнесение отдельных звукосочетаний, затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать пользоваться словами, стимулировать его речевую и познавательную активность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

  1. Разговор с самим собой.

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

  • Параллельный разговор.

Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

  • Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

  • Распространение.

Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный»,

«Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, что­бы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

  • Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непро­извольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

  • Выбор.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »

  • Продуктивные виды деятельности.

Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через ри­сование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача — облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

  • Музыкальные игры.

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка труд­но переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок про­говаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживай­те — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

Взрослый поет текст. А ребенок выполняет соответствующие движения и   проговаривает отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый «У медведя дом большой, ой, ой, ой».

Ребенок (сердито)  «Ой, ой, ой» (поднимает руки вверх).

Взрослый «А у зайца – маленький, ай, ай, ай».

Ребенок (жалобно) «Ай, ай, ай» ( приседает, делает выдох, опускает голову,

охватывает колени руками).

Взрослый «Мишка наш пошел домой, ой, ой, ой»

Ребенок (сердито) «Ой, ой, ой» (идет вразвалку).

Взрослый «Да и крошка заинька».

Ребенок «Ай, ай, ай»(прыгает на двух ногах).

  • Дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а»  (девочка плачет), «у-у-у»  (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

  1. Гимнастика для губ и языка (в игровой форме).

Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы. Облизать губы, показать, как кошка лакает молоко, сделать «уколы» в каждую щеку, «почистить» зубы языком, пощелкать языком.

  1. Развитие пальчиковой моторики.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических ис­следованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигатель­ная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для опреде­ления уровня развития речи детей первых лет жизни используют следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к за­пястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

            Упражнения для развития мелкой моторики рук.

— запускать пальцами мелкие волчки;

— разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

— рвать на мелкие куски бумагу;

— сжимать и разжимать кулачки, как будто кулачок — бутончик цветка;

— делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;

— «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди)         сначала медленно, потом быстро;

— показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами;

— кистями рук делать «фонарики»;

— хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

— собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);  закручивать шурупы, гайки;

— играть с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешек, играть с вкладышами;  играть с песком, водой.

— рисовать рукой и пальцами в воздухе; рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.