Значение психогимнастики в развитии детей.

Психогимнастика (по М.И. Чистяковой) это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка Занятия психогимнастикой также полезны детям с трудностями поведения и характера.

В рамках коррекции проблем в поведении детей нас интересуют такие аспекты психогимнастики, как:

  • коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций через этюды и игры.
  • снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера посредством психомышечной тренировки.
  • для гиперактивных детей в отдельный блок выделены игры  и этюды на развитие внимания, а также игры на преодоление двигательного автоматизма.

Роли между детьми распределяются так, как советует А. И. Захаров: роль, напоминающую нежелательные черты характера и поведения ребенка, получает один ребенок, а желательные черты характера и поведения демонстрирует в этой же ситуации другой ребенок или ведущий, затем первый и второй ребенок (или ведущий) меняются ролями.

Схема занятия по психогимнастики

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

Для знакомства детей с мимикой, выражающей различные эмоциональные состояния можно использовать следующие карточки.

0

00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того, как дети научатся узнавать и изображать данные эмоциональные состояния, можно переходить к следующим этапам.

II   фаза.  Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III  фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» даны описания выразительных движений лица и тела. Внимание детей привлекается к какому-то одному компоненту выразительности, например: «Он так удивился, что у него даже брови полезли на лоб». В этюдах типа «Удивление» и «Сердитый дедушка» следует тренировать мышцы, отвечающие только за брови — лоб, в этюдах «Гневная гиена» и «Соленый чай» — только мышцы носа (наморщивание) и губ. Можно упражнять мимику и во время психомышечной тренировки. Постепенно объем внимания ребенка надо расширить. Эти же этюды рекомендуются отстающим в эмоциональном развитии детям, плохо различающим выражение лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмысливать сцепление определенных движений мускулов лица с определенными переживаниями. Одновременно ребенок учится называть свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость, горе и т. д.

Вот некоторые этюды из данного издания:

Этюд на выражение гнева

Сердитый дедушка (для детей 4-5 лет)

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел: гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика.   Нахмуренные брови. Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема дедушки.Рисунок2

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Мы называем его «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Так, пока взрослые стоят и разговаривают, все дети балуются, а как только взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, можно сыграть на фортепиано арпеджио или какую-нибудь музыкальную фразу из популярной детской песни. Сигналом может стать и включение света, если «минутка шалости» сопровождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

Этюды на расслабление мышц

 Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Рисунок3Рисунок4

 

 

 

 

 

 

Шалтай-болтай (для детей 4-5 лет)

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Рисунок5

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

     

Этюд на сопоставление различных черт характера

 Молчок (для детей 3-4 лет)

Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок —

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел.

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка-скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Рисунок7Рисунок6

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле (этюд «Робкий ребенок»), затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (этюд «Смелый ребенок»).

На занятиях с детьми, страдающими чрезмерной застенчивостью, эгоизмом, упрямством, и т. п. упор делается на эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, затем должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в точно такой же ситуации.

 

Чистякова М. И.
4-68 Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с: ил. -ISBN 5-09-006683-3.

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.