В семье появился ребенок. Родители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, радуются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным словам. И, конечно, у них возникает много вопросов. Один из них: «Надо ли обучать чему-то малыша и как это делать?»
Учить и развивать ребенка надо с самого рождения. На первом году жизни его мозг обладает наиболее высоким темпом развития, начинают формироваться предпосылки для обучения ребенка, так как совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Создается база интеллектуального и речевого развития. А вот речь ребенка начинает развиваться еще до рождения. Находясь в утробе матери он слышит ее голос и получает информацию об особенностях родного «материнского» языка. Кому же доверить развитие и обучение малыша?
Несомненно мама – главный человек, осуществляющий связь младенца с окружающим миром и именно поэтому она его первый учитель.
Ниже приведены среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Советую родителям в дневнике развития малыша отметить момент появления гуления, лепета, первых слов, фраз. Сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка.
В возрасте одного года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные А, У, И, некоторые согласные: М, П, Б, Н, Т, Д, К, Г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для дальнейшего развития.
Важно знать, что если указанные формы не появляются в определенный период или имеются единичные проявления, это должно насторожить вас.
И так, в возрасте двух месяцев у ребенка появляются первые звуки. Он интонирует крики (удовольствия и неудовольствия).
До 3-3,5 месяцев ребенок активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, стабилизируется улыбка, появляется смех. Начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — комплекс оживления. Появляются ответные звуки.
В 3-4 месяца появляется избирательное внимание к речи окружающих. Начинает узнавать голос матери или близкого человека. Появляется гуление (кряхтение, визг, произношение отдельных гласных звуков, слогов, ребенок как будто играет с ними).
В 5-6 месяцев у ребенка период молчания (может отсутствовать). Сочетает гласные с согласными, образует цепочки слов типа БА-БА-БА, ДА-ДА-ДА, ГА-ГА-ГА – появляется лепет.
В 6-8 месяцев ребенок произносит разнообразные звуки, лепет. Лепет не является собственно речью, он не зависит от «научения», это показатель созревания малыша.
Он овладевает элементарным пониманием речи, основанным на различении только ее ритмико- интонационного состава. Понимает многие слова, узнает названия отдельных предметов, которые ему показывают.
В 8-12 месяцев лепет становится богаче и разнообразнее: отраженный лепет – повторение за взрослым и самолепет- собственная речевая активность. После появления первых настоящих слов лепет постепенно затухает. Первые слова (из двух- трех открытых слогов: ЛЯ-ЛЯ, ТА-ТА, КУ-КА и др.), много звукоподражаний (БИ-БИ, ГАВ-ГАВ, ПИ-ПИ и др.). Начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами.
В 10- 11 месяцев ребенок понимает речь, основанную на восприятии звукового состава слов, стремится контактировать со взрослыми.
В 12 месяцев ребенок начинает овладевать элементами социально- бытовых навыков- проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и так далее. В эмоционально- значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами: НА, ДАЙ, МАМА, ПАПА, БАХ, АВ-АВ, БИ-БИ и другие. Активный словарь в этом возрасте составляет от 2-3 слов до 15- 20 слов.
Что же нужно для обучения и развития ребенка? Для развития и стимулирования, интеллектуального, психического и физического развития малыша не нужны сложные приспособления и дорогие игрушки. Тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка – основа формирования всей психической деятельности малыша. Чуткая мать может влиять не только на поведение своего ребенка, но и на весь процесс познания. Сразу после рождения как можно чаще общайтесь с ребенком «глаза в глаза». Это поможет ему наладить непосредственную связь с вами и даст хороший старт для его развития.
В процессе повседневного ухода следует обучать его комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Малыш с самого рождения готов к познанию: все то, что он чувствует, видит и слышит, систематизируется и накапливается в его памяти. Накопление чувственного опыта следует сочетать с развитием моторной активности. Ваша задача — создать условия для наиболее полной реализации его стремления к познанию и развитию.
Литература:
Мерзлякова Т. В. — Логопед» № 4, 2009г., «Такие простые игры».
Подкорытова Н. П., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка»
В семье родился малыш (консультация логопеда для родителей)
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.